Тарифы сдержат ценой экономического роста

Смольный отказался повышать тарифы на коммунальные услуги на уровень инфляции. Но в перспективе ЖКУ могут подорожать сразу на 10-15%
Власти занялись сглаживанием экономической активности с непрозрачными целями

Власти Петербурга установили предельный индекс изменения тарифов на коммунальные услуги 3,5%, несмотря на то что для города был определен предельный федеральный индекс 6,3%. Такое решение создает предпосылки для дефицита инвестиций и ухудшения материально-технической базы всей отрасли. Проблема в том, что продукты питания, энергоресурсы, жилищно-коммунальные услуги должны дорожать. Если они долго не дорожают, как это было в 2010-е гг., производители услуг накапливают долги и ограничивают инвестиции в производство.   

Рост цен на жилищно-коммунальные услуги в Петербурге начиная с 2012 г. по сравнению с периодом 2000–2011 гг. значительно приблизился к общему индексу потребительских цен. На фоне этого с 2012 г. по 2020 г. динамика инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство была отрицательной – в среднем минус 0,8% в год. Коронакризис не сильно повлиял на отрасль. Спрос на услуги ЖКХ и активность в секторе могли увеличиться в период карантина, но существенного роста не произошло. 

В итоге в результате ограничения роста цен на услуги ЖКХ жилищно-коммунальное хозяйство города, оценочно, ежегодно станет нести потери в стоимости производимого продукта от нескольких десятых процента до нескольких процентов.

Годовой оборот ЖКХ Петербурга, по моим оценкам, составляет свыше 400 млрд руб. Для поддержки этого показателя ежегодные инвестиции должны составлять минимум несколько процентов от этого оборота. Из-за сдерживания роста тарифов компании не могут повышать инвестиционную составляющую. И если средства вкладываются в основном государственные, то ежегодные расходы бюджета Петербурга могут варьироваться от одного до нескольких процентов. Для городского бюджета, расходы которого в 2022 г. достигнут около 900 млрд руб., это очень существенный объем ежегодных вложений, который в теории может привести к росту дефицита.

Официально власти говорят о том, что сдерживают рост тарифов за счет бюджета в рамках социально направленной политики. Однако практика показывает, что ни к чему хорошему такие меры не приводят. С 2012–2013 гг. власти России ужесточали монетарные и бюджетные экономические условия. В итоге платой за низкие темпы инфляции стало кратное падение средних показателей промышленного производства и ряда других ключевых индикаторов макроэкономической динамики. И сегодня экономика РФ растет в три раза медленнее мировой, при этом оставаясь подверженной инфляционно-кредитным шокам. Сдерживание инфляции происходит только за счет снижения экономического роста, и ситуация в ЖКХ может стать заложником такой системы регулирования.

С моей токи зрения, власти занялись «сглаживанием» экономической активности с непрозрачными целями. В рамках данных расчетов они могут реализовать негативный для потребителя сценарий, когда в итоге расценки на ЖКУ в Петербурге поднимутся не на 3–6%, а, к примеру, сразу на 10–15% в среднесрочной перспективе. Действительно, схожая с текущей ситуация уже повторялась в 2004–2005, 2008–2009, 2012–2013, 2014–2016, 2018–2019 гг. и всегда завершалась кратным, или близким к кратному, ростом цен на ЖКУ.