Почему в России до сих пор нет «умных» городов

Для появления «умных» городов должны быть разработаны единые цифровые стандарты
Нормативная база, к сожалению, всегда на два шага позади технологий. Для полноценного внедрения интеллектуальных систем нужно менять законодательство

Программа «Умный город» реализуется в России с 2018 г., а в 2019-ом она стала национальным проектом. Однако за эти годы в России так и не появилось ни одного полноценного «умного» населенного пункта, где на одной территории цифровые сервисы были бы внедрены комплексно, объединяя инженерную инфраструктуру, улично-дорожное движение, жилую недвижимость, социальные и коммерческие объекты, публичные пространства.

Как правило, сегодня на рынке под «умными» подразумевают разрозненные цифровые опции и услуги, которые позволяют контролировать часть определенных процессов внутри жилого комплекса, дома или отдельной квартиры, но не затрагивая самое главное – окружающую жилую среду.

На территории жилого комплекса смартизация от застройщика обычно включает системы безопасности (камеры видеонаблюдения, контроль удаленного доступа, иногда даже с распознаванием лиц и пр.). Внутри дома управляющие компании уже научились контролировать отдельные параметры ЖКУ, собирать информацию с коммунальных датчиков. В собственной квартире мы упражняемся с различными гаджетами, вроде «умных» розеток и лампочек.

Да, эти системы уже позволяют частично экономить ресурсы, снижать объемы энергопотребления, отслеживать качество услуг и создавать внутридомовое комьюнити. Но все эти решения внедряются застройщиками точечно, без стандартов, без привязки к соседним кварталам, без четкой концепции, и только в той степени, которую позволяет экономика проекта.

Стоимость создания «умной» инженерной инфраструктуры может быть на 20-40% выше, чем сегодняшние затраты застройщиков. При этом, как правило, если растут затраты по разделу «инфраструктура», то и в других разделах строительных затрат также будут применяться более дорогостоящие решения. Но даже частичное внедрение «умных» систем контроля в инженерную инфраструктуру дает колоссальную экономию для конечного пользователя – до 60% энергоресурсов относительно старых систем. В масштабах всей России – это колоссальный показатель экономии и снижения углеродного следа.

Но система «умного» градостроительства не может быть фрагментарной, она должна существовать только в едином комплексе, во взаимоувязке с окружением. Комплексный подход проще всего реализовать на примере новых градостроительных проектов. Например, в Gatchina Gardens мы еще на этапе проектирования заложили базовые принципы «умного» города – от интернета вещей (IoT) до цифровых решений в сфере управления всей системой инженерной инфраструктуры. Но также необходимо создавать стандарты для существующей городской агломерации. Это работа по совершенно другому алгоритму и более сложному сценарию.

Нормативная база, к сожалению, всегда на два шага позади технологий. Для полноценного внедрения интеллектуальных систем, безусловно, нужно подтягивать стандарты, менять законодательство. Минстрой уже делает первые шаги в этом направлении. Девелоперам тоже нужно планировать жилую среду, ориентируясь на цифровизацию.

В современных реалиях создание «умного» города должно отталкиваться от ESG-повестки и внедрения комплексных, единых для всех девелоперов стандартов цифровой среды. Цифровые стандарты, в свою очередь,  должны быть синхронизированы с градостроительными и с классификацией недвижимости. Увы, но пока на нашем рынке отсутствует и то, и другое.