Операторам электрозаправок нечего делить

В Петербурге работают около 90 электрозаправок, из которых почти половина принадлежит «Россети Ленэнерго», но говорить о монополизации рынка еще рано
Рынок зарядной инфраструктуры как Петербурга, так и России в целом, еще не сформировался ни с точки зрения потребителя из-за малого количества электрокаров, ни с точки зрения операторов

«Россети Ленэнерго» заявило о том, что к 2030 г. доведет количество зарядных станций для электромобилей в Петербурге и Ленинградской области до 150. На сегодняшний день в Петербурге работают около 90 электрозаправок, из которых почти половина принадлежит «Россети Ленэнерго», но говорить о монополизации рынка или о том, что сетевая компания станет ключевым игроком, не стоит. Рынок зарядной инфраструктуры как Петербурга, так и России в целом, еще не сформировался ни с точки зрения потребителя — из-за малого количества электрокаров, ни с точки зрения операторов.

В 2021 г. потребление электроэнергии на всех станциях в Петербурге по сравнению с 2020 г. в среднем выросло в 2,5 раза. Но рост связан не только с увеличением автопарка частных электромобилей, хотя это тоже значимый фактор. Наибольшее влияние здесь оказал коммерческий сектор. В городе появились, пусть и небольшие, компании, использующие электрокары для коммерческих перевозок, а также те, кто сдает электромобили в аренду службам такси. Что касается частных владельцев электрокаров, то многие по-прежнему предпочитают заряжаться не на станции какого-то конкретного оператора, а там, где удобнее, или вообще на своем паркинге.

Учитывая, что зарядные станции «Россети Ленэнерго» пока работают бесплатно, то ими пользуется определенный процент владельцев электрокаров, как частные лица, так и бизнес, готовых жертвовать своим удобством ради бесплатной зарядки. Но как только станции начнут работать на коммерческой основе, эта часть электроавтомобилистов выберет оптимальную станцию с точки зрения местонахождения и сервиса.

В среднем цена за один кВт ч в Петербурге варьируется от 12 до 20 руб. на быстрых зарядных станциях и от 8 до 10 руб. на медленных. Средний чек на одну зарядку для машин эконом-класса типа Nissan Leaf составляет 200-300 руб., а для электромобилей премиум-сегмента, например, Tesla – 500-600 руб. Отличие между ценами операторов зарядных станций не принципиальное, поэтому в дальнейшем потребители просто рассредоточатся по различным локациям.

Что касается качества электрозаправок и уровня сервиса, то это также более значимый фактор, чем цена. Когда зарядная инфраструктура бесплатная, то она недостаточно качественная просто потому, что у собственника нет стимула ей заниматься. Она может не работать, на ней может быть не оборудована необходимая разметка, наконец она может быть просто занята и автомобилисту придется либо долго ждать очереди, либо искать другую электрозаправку. В отличие от ситуации с операторами бензиновых заправок, в борьбе за владельцев электрокара ключевым остается вопрос удобства, а не цена или качество топлива.

Хорошим подспорьем для развития зарядной инфраструктуры могли бы стать электробусы, как в Москве. Более того, Петербург и Ленинградская область могли бы использовать свое географическое преимущество и задействовать электробусы не только на городских маршрутах, но и на региональных и международных линиях. Однако пока электробусы есть только в парке ГУП «Пассажиравторанс», их общее количество — 12 единиц. Они заряжаются ночью в парке и не используют публичную зарядную инфраструктуру. Насколько я знаю, у городской и областной администраций планов по запуску пригородных маршрутов на электробусах нет.

Напомню, что с 1 января в стране снова начали действовать ввозные пошлины на электромобили. С этого года на электрокары в несколько раз увеличивается утилизационный сбор. И спрос на них может существенно снизиться. По замыслу правительства это должно способствовать развитию российского электромашиностроения, но пока о серийном производстве российских электрокаров говорить не приходится. Поэтому есть риск, что окупаемость существующих и планируемых зарядных станции может существенно затянуться из-за отсутствия необходимого количества электрокаров.