Чего не хватает строительной отрасли для полного импортозамещения

За последние восемь лет отрасль смогла заместить материалы и оборудование на 80%
На данный момент незамкнутый цикл в строительной отрасли составляет около 20%, и за эту цифру отвечают именно производители, им нужна поддержка, гарантированные и долгосрочные заказы

Строительная отрасль попала под действие западных санкций еще в 2014 г. За эти восемь лет производителям материалов и девелоперам удалось провести импортозамещение на 80%. Получилось построить новые заводы и производства, и не только заместить материалы стандартного качества, но и высококлассные. Многие девелоперы уже внедряют  современные ESG-стандарты, первым признаком которых является запланированный подход к комплексному развитию территорий, при этом на 80% используются материалы, сделанные в России. Но нужно усилить поддержку государства и завершить процесс импортозамещения в отрасли.

Если бегло просмотреть этапы строительства, то можно увидеть, что несущие конструкции зданий не нуждаются в импортозамещении — все российское, арматура, бетон в части монолитных конструкций, кирпич, блоки. Благоприятная ситуация складывается и в производстве оконных изделий, витражей: алюминиевые, деревянные, пластиковые, при необходимости с самыми высокими параметрами энергоэффективности, звукоизоляции, производители в состоянии выполнить требования рынка по высоким международным стандартам. Наши производители способны конкурировать с европейскими заводами, кроме того, они предлагают и более выгодную стоимость.

Навесную часть фасадов — утеплители, крепежные подсистемы, — тоже можно купить у российских производителей, исключение составляют только клеи, клеевые составы нужно дорабатывать и внедрять. Внешняя часть фасадов — клинкер, камень, дерево, плитка — тоже отечественное. Конечно, девелоперы сейчас работают и с уникальными иностранными материалами, но в процентном соотношении это небольшой баланс. Например, из Индии или Китая поступает  оникс и мрамор. Но это уже опции, которые чаще используют в проектах класса комфорт, бизнес и элит.

Ни одна страна в современном мире не является обеспеченной во всех секторах, и западные ограничения, конечно, не могли совсем обойти стороной строительную отрасль, доля восполнения в строительной отрасли составляет около 20% того, что в стране пока не выпускают. В основном это высокотехнологичные направления. Например, «умное» инженерное оборудование и инженерный комплекс все еще частично зависят от импорта. Еще большая импортозависимость в «цифровых технологиях»: современные цифровые решения для недвижимости пока упираются в иностранное оборудование.

Нам нужны производства и высококвалифицированный кадровый состав, иначе складывается парадоксальная ситуация. Например, в России одно из самых высоких проникновений интернета и скорость интернета в мире. У нас есть локомотив отрасли — компания «Ростелеком», которая предлагает современные высокоинтеллектуальные услуги. Но почти все телекоммуникационное оборудование – иностранное. Есть мощнейший ресурс и нет собственного производства. Другой локомотив отрасли — компания «Газпром», которая способна покрыть потребности в газе не только России, но и многих стран мира. Но в России, например, не производят современные конденсационные газовые котлы, которые намного энергоэффективнее,  экономичнее и экологичнее  обычных, они снижают углеродный след на 30%. Зато их производят в Австрии — в стране, которая экспортирует российский газ.

Сегодня самый ценный ресурс – люди, высококвалифицированные кадры для строительной отрасли. И в битве за  «мозги» нам нужно возвращать специалистов в Россию, нужно мотивировать людей с опытом и знаниями, нужно создавать им условия для жизни как минимум не хуже международных . Не будет излишним вспомнить и опыт советского прошлого, когда в стране работали экономические модели замкнутого цикла, и собственная продукция могла обеспечить практически все нужды и потребности как человека, так и экономики.

На данный момент незамкнутый цикл в строительной отрасли составляет около 20%, и за эту цифру отвечают именно производители, им нужна поддержка, гарантированные и долгосрочные заказы. Конечно, если сравнивать с другими отраслями, например, с машиностроением, то это небольшая цифра. Но закрывать эти пустоты предстоит в кратчайшие сроки. И здесь не стоит ориентироваться на дружественные страны -  политическая конъюнктура стремительно меняется.

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.