ОЖД заехала в лес

Санкции, сбои в логистике и неразвитый внутренний рынок привели к провалу оборота отдельных грузов по железной дороге на 20—40%
Самое большое падение в I полугодии показал грузооборот лесных грузов — он просел почти на 40%

Октябрьская железная дорога на этой неделе отчиталась об итогах работы за I полугодие. Несмотря на общее незначительное снижение погрузки (менее чем на 4%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по отдельным грузам произошло падение на 20—40%. В итоге санкции, сбои в логистике и неразвитый внутренний рынок привели к общему снижению отгрузки.

Самое большое падение в I полугодии показал грузооборот лесных грузов — он просел почти на 40%. Такие показатели вызваны сокращением экспорта леса: обработанного и необработанного. С 1 января 2022 г. был введен полный запрет на вывоз из России необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород, а в марте на фоне санкций Россия ввела еще и запрет на экспорт древесины и сырья для производства бумаги и фанеры в недружественные страны. Основными импортерами леса были Финляндия и Прибалтика, ОЖД везла по этим направлениям круглый лес и пиломатериалы.

Сыграл и фактор сокращения внутреннего производства: из страны и региона ушли такие крупные потребители древесины, как IKEA. Один из крупных производителей фанеры в Ленобласти сократил производство из-за падения экспорта. При этом внутренний рынок оказался не готов к высвободившимся объемам древесины, в итоге мы увидели сокращение отгрузки сразу на 40%.

Еще один вид грузов, который существенно просел, – химикаты. В I полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они показали минус 22,4%. Основной причиной падения стало нарушение логистических цепочек из-за введенных санкций. Например, компания «Акрон» в Новгородской области использовала ОЖД для экспорта продукции через Прибалтику в Южную Америку. Но из-за проблем с морскими перевозками отгрузка на железной дороге тоже сократилась. Восстановление логистики будет возможно только после того, как наладится морское сообщение через порты Ленобласти и Петербурга.

Погрузка железной руды по сравнению с показателями прошлого года упала на 19,3%. Причины падения схожие: несмотря на отсутствие эмбарго на экспорт руды, нарушение логистических цепочек в морских перевозках привело к падению погрузки и на железной дороге. Часть экспортных потоков уже переориентировалась на Китай: железную руду везут в порты Мурманска и Усть-Луги, а оттуда морем отправляют на Дальний Восток.

Еще одним препятствием для роста грузооборота на железной дороге стала нехватка вагонов. С 10 августа вступит в силу пятый пакет европейских санкций, предусматривающий запрет на импорт угля из России. Завоз угля в порт Усть-Луга для дальнейшего экспорта уже снизился. А вместе с ним сократилось и свободное количество вагонов, которое можно было бы использовать для попутной погрузки на Московскую и Горьковскую железные дороги. В итоге ставки за использование свободных вагонов для других грузоотправителей стали заградительными: например, строители не повезут свою продукцию по железной дороге по предлагаемой сейчас ставке 2000—5000 руб. за вагон в сутки.

В то же время на ОЖД растет отправка грузов в контейнерах: в I полугодии она увеличилась на 17,5%. Но здесь есть свои риски. Сейчас рынок внутри России стабилен, но ситуация может измениться из-за Китая. Если пустые контейнеры из этой страны будут возвращаться несвоевременно, это приведет к нарушению логистических цепочек и в России. Китай увеличил ставки на возврат контейнеров, в том числе груженых. И уже во втором полугодии может появиться дефицит контейнеров. Российские пограничные переходы на Дальнем Востоке уже перегружены. Если раньше в РЖД гарантировали доставку груза в контейнерах из Шанхая в Москву за 25 суток, то сейчас срок увеличился до двух месяцев и может еще вырасти.