Зачем регионам нужно строить «цифровые дороги»

Технологии становятся ключевым инструментом для решения задач экономической и социальной сфер жизни общества
Сегодня нужно не пропустить тот момент, когда произойдет точка невозврата в цифровой трансформации регионов

За последние двести лет мир пережил четыре промышленных революции: сначала переход от ручного труда к машинному, затем начали широко применять электричество, потом компьютер и электронику. Сейчас мы находимся на пике четвертой революции, ее двигатель – внедрение цифровых технологий: индустрия 4.0, искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотные транспортные средства, расширенная аналитика.

Цифровая трансформация уже полноценно вошла в список задач для органов государственной власти. В Петербурге была утверждена стратегия цифровой трансформации города на 2022–24 гг., и сегодня власти подтвердили, что несмотря на сложную геополитическую ситуацию не планируют снижать темпы цифровизации.

Во время пандемии компании, которые уже начали цифровизировать рабочие процессы, оказались в гораздо более выигрышном положении, чем те, которые опирались на традиционные модели. Но нужна ли цифровая трансформация именно сейчас, в условиях нестабильности? Несомненно. Во времена великой депрессии в США строили дороги. Сейчас, когда ситуация в экономике отличается высокой волатильностью и в России, и во всем мире, нам важно строить «цифровые дороги». Такие инвестиции окупятся в самое ближайшее время, и речь идет не только о финансах.

Уникальность самого явления цифровой трансформации в том, что этот процесс требует не только технологических, но и культурных изменений. Чтобы эти перемены проходили органично, постепенно, нам нужно по-новому посмотреть на способы взаимодействия организации и клиента, на методы работы власти и бизнеса, на сами процессы и модели.

Именно это сейчас и наблюдается: компании переходят на электронный документооборот и переводят информацию из аналогового формата в цифровой, специалисты разрабатывают и внедряют цифровые решения в бизнес-процесс, меняются ценности компаний и органов власти, подход к поиску работников, идет переосмысление клиентского опыта.

Поэтому сегодня нужно не пропустить тот момент, когда произойдет «точка невозврата» в цифровой трансформации регионов. Параметры цифровой зрелости для регионов сформулированы. Но оценить с помощью каких-то цифр, насколько успешно уже цифровизирована отрасль или отдельная организация, сложно. Секрет успеха — это каждый раз уникальный случай: в зависимости от отрасли, от целей, от потока клиентов, от наличия специалистов, от бюджета. Каждая организация или регион, которые приняли решение начать цифровизацию своих процессов, будут делать это по-своему.

Цифровая трансформация точно не может идти «снизу», ее должны инициировать власти. Чтобы принять и поддерживать цифровую трансформацию, администрациям регионов нужна качественная работа на всех уровнях: четкое планирование, налаженные коммуникации с участниками процесса, квалифицированная команда.

О том, что задачи цифровой трансформации достигнуты, можно будет говорить тогда, когда все базовые процессы (финансовые, управленческие, производственные, логистические) в регионе будут интегрированы в единую систему с использованием технологии искусственного интеллекта. Будут повсеместно внедрены облачные сетевые технологии, а роботы заменят ручное управление для автоматизации повторяющихся процессов.