Производители мебели справились без IKEA

Товары ушедшего с российского рынка бренда быстро заместила отечественная продукция
С уходом IKEA потребители лишились качественного торгового сервиса, но и в этом направлении отечественные мебельщики уже сделали первые шаги

После объявления IKEA об уходе из России прошло девять месяцев, но эта тема до сих пор актуальна для рынка мебельного ритейла. Как оказалось, такое явление, как IKEA существует в двух разных плоскостях: IKEA как производитель мебели и IKEA как ритейлер сегмента DIY. Такое разделение оказалось видно и статистически – когда стали подробно считать, какую же долю российского рынка в итоге занимала IKEA, получилось, что по продажам товаров для дома – около 20-25%, а по производству мебели – не более 5%. И поэтому, например, для жителей Санкт-Петербурга уход IKEA оказался гораздо более болезненным, чем, например, для жителей условного Воронежа или Челябинска, где магазинов шведской корпорации не было.

Сейчас, по прошествии значительного количества времени, можно констатировать факт, что для российских производителей мебели уход IKEA не стал чем-то ужасным. Да, по состоянию на март 2022 г. у нас в стране насчитывалось где-то около двадцати мебельных фабрик, которые на 100% были ориентированы на заказы шведов. Таким предприятиям поначалу пришлось нелегко, но ситуация быстро пришла в норму. В решение проблемы активно включилась отраслевая Ассоциация предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности, много сделал Минпромторг. В Министерстве регулярно и оперативно проводились совещания по проблемам отрасли, предприятия докладывали, какие объемы и какой продукции они потеряли из-за ухода шведов. В итоге решение в каждом конкретном случае было найдено – кому-то помогли выйти в другие торговые сети, кому-то – локальными субсидиями, и ни одна из отечественных фабрик, работавших на IKEA, не закрылась.

Крупные же производители мебели, в чьих производственных планах заказы шведов составляли незначительную долю, вообще не заметили потери, а те, кто работал в той же ценовой категории, что и IKEA, от этого даже выиграл, увеличив объемы продаж своей продукции. При этом без ущерба для потребителя, потому что все ведущие предприятия вооружены современным оборудованием и уже давно работают по мировым стандартам мебельной отрасли.

У нас в стране насчитывается около 20 000 производителей мебели, которые насыщали и продолжают насыщать внутренний рынок. Если по итогам 2021 г. доля импорта составляла около 40%, то сейчас она снизилась. При этом объемы продаж мебели в денежном выражении в этом году будут сопоставимы с прошлогодними и составят около 370 млрд руб. В этом году ощутимая положительная динамика есть в сегментах кухонной мебели, раскладных диванов с деревянным каркасом, матрасов, где объемы производства и продаж вырастут, по прогнозам, на треть. Это говорит о том, что спрос на мебельную продукцию отечественных производителей высок, и доверие потребителей к российским брендам велико. Так что свято место пусто не бывает, а все, что уходит с внутреннего рынка, замещается отечественной продукцией. В случае с IKEA для этого даже особых усилий прикладывать не надо: мебель, которую продавали шведы в России, в России же и выпускалась, и после их ухода вся эта продукция осталась на рынке.

Другое дело, что с уходом IKEA  потребители лишились действительно хорошего, качественного торгового сервиса, места, где можно было бы не только купить все и сразу, от кровати до мягкой игрушки и батареек, но еще и окунуться в особую атмосферу «тусовки» — шопинг, музыку, фастфуд «национальной кухни». Но и этот сервис был доступен в основном жителям мегаполисов – тех, где работали магазины IKEA, и именно для этих покупателей уход шведского ритейлера доставил наибольшее расстройство. Примерно такое же, как если бы вдруг закрылась привычная кофейня на углу – не смертельно, но дискомфортно. Так что в этом, сервисном, направлении российским мебельщикам есть, куда расти, и первые шаги уже сделаны. Кто-то выводит на рынок модульную мебель с приличным выбором вариантов цвета и наполнения, практически мгновенными сроками доставки, возможностью заказа онлайн и самостоятельной установки. Кто-то пошел по пути организации интерьерных салонов вместо привычных шоурумов, кто-то стал объединять на одной площадке мебель, интерьерные товары и аксессуары. Многообразие альтернативных сервисов, которое сегодня создается на рынке, в ближайшие годы станет полноценной заменой IKEA.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.