Рынок труда нацелился на гиг-экономику
Для бизнеса вывод некоторых компетенций за штат становится все более привлекательнымБизнес все чаще привлекает к разовым или проектным задачам самозанятых, индивидуальных предпринимателей или физических лиц по договорам гражданско-правового характера
На рынке труда Санкт-Петербурга и России в целом укрепляется тренд на рост популярности гибких форматов занятости. Это подтверждают цифры. По исследованию РАНХИГС, 33,2% зарабатывающего населения страны уже имели опыт во фрилансе, а 10% из них подрабатывают регулярно.
Тренд подтверждает и нарастающий спрос на услуги самозанятых со стороны бизнеса. Так, по результатам опросов YouDo и HH.ru летом 2022 г. о сотрудничестве с самозанятыми заявляли 52% опрошенных компаний, а в сентябре этот показатель достиг 56%. И такой спрос вполне объясним. События 2020 г., пандемия, нестабильная экономическая ситуация в целом — все это предполагает некую мобильность со стороны бизнеса как в вопросах быстрого старта проектов, так и в плане рационального распределения ресурсов. Гибкие форматы занятости в такую потребность прекрасно вписываются. Сейчас трудовая парадигма претерпевает изменения, и теперь не на смену, но в один ряд с классическим наймом «работодатель–наемный сотрудник» выходят отношения «заказчик–исполнитель», где исполнитель уже может и не являться штатным сотрудником компании.
Бизнес все чаще привлекает к разовым или проектным задачам самозанятых, индивидуальных предпринимателей или физических лиц по договорам гражданско-правового характера (для разовых услуг). Это позволяет компаниям быстрее адаптироваться к переменам и переходить к политике «деньги за результат». Самозанятые для бизнеса привлекательнее всего: налог на профессиональный доход имеет полностью цифровой режим, никакой отчетности для компаний (кроме чека от самозанятого) не требуется. Дополнительные налоги и взносы уплачивать не нужно. Для формата «здесь и сейчас» такие условия оптимальны. К тому же сокращается бюрократический путь, и вывести персонал на смену можно быстрее — а это минус очередные расходы за наем и адаптацию.
Для бизнеса вывод некоторых компетенций за штат становится все более привлекательным. Тем более что такая мера вполне законна. Конечно, сейчас нет речи о стопроцентном переходе на внештатников — внешними силами можно закрывать любые неспецифические компетенции, а ключевые оставить внутри и доверять штатным сотрудникам.
Сдвиги в сторону фриланса и самозанятости обусловлены и интересом самих сотрудников: люди ищут подработки, возможности расширить свой профессиональный портфель. Не последний приоритет и удаленный формат работы: например, теперь необязательно переезжать в столицу, чтобы иметь столичный заработок.
Для многих режим самозанятости становится более выгодным вариантом: чтобы легально зарабатывать, гражданам нужно отчислять всего 4-6% налогов, не думая об отчетности (ее для плательщиков НПД нет).
Тенденция к гибким форматам занятости будет только укрепляться. Здесь нельзя не отметить влияние цифровизации: на рынке уже есть ИТ-решения, которые с двух сторон оптимизируют взаимодействие в вопросах поиска, контрактации, расчетов и даже налогов для отношений любого формата. Таким образом, сдвиг в сторону гиг-экономики (система работы, при которой сотрудников не нанимают в штат, а привлекают сторонних исполнителей на конкретные проекты) в ближайшем горизонте событий становится все более очевидным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.