Петербург ждет новая волна банкротств
Их количество будет больше, чем после отмены «ковидного» моратория в 2021 г.Сыграет свою роль и тотальность нынешнего моратория, и значительно выросшие обязательства перед федеральной налоговой службой, и злоупотребления со стороны участников рынка
В России 1 октября прошлого года завершился очередной мораторий на банкротства. Он был более обширным и массовым, чем предыдущий и не мог пройти бесследно для бизнес-сообщества Санкт-Петербурга.
Задача любого моратория на банкротство – предотвратить панику на рынке и не дать его участникам в кризисный период потопить друг друга. Для многих компаний в последние годы уже стало привычным идти в суд и взыскивать задолженность, если они вовремя не получили услугу или денежный транш. А не получив удовлетворения, подавать заявление о банкротстве. Такое поведение логично и обосновано, когда внутренний рынок работает стабильно, но очень вредно для экономики, если на рынке развивается кризис. Если в такой момент каждая компания начнет банкротить своего контрагента, который просто не сумел быстро перестроиться в новой реальности, к моменту завершения кризиса получится «выжженное поле».
Основное отличие завершившегося 1 октября моратория от предыдущего «ковидного» – масштаб. «Ковидный» мораторий затрагивал только крупные системообразующие компании и индивидуальных предпринимателей из самых пострадавших отраслей экономики. Последний мораторий 2022 года касался всех коммерческих организаций, предпринимателей и граждан, исключение составили только застройщики, нарушившие сроки сдачи домов. В результате мораторий на банкротство отлично показал себя как средство для сдерживания паники в обоих случаях.
Согласно данным Федресурса, с 2015 по 2019 гг. в Санкт-Петербурге количество банкротств увеличивалось год от года, но в 2020 г. из-за первого моратория произошло значительное снижение. Так, если в 2019 г. было опубликовано 802 сообщения о признании компании банкротом, то в 2020 г. их количество составило 729 (на 9,1% меньше). В 2021 г. количество вновь начало увеличиваться и составило 801 (рост на 9,9%). По итогам 2022 г. число сообщений об открытии конкурсных производств составило 699 (снижение на 12,7% по отношению к 2021 г). Таким образом, нынешний мораторий привел к еще большему уменьшению количества процедур, чем мораторий 2020 года.
Но у каждой медали есть оборотная сторона. За снижением наступит неминуемый рост. Стоит ли ожидать нового вала банкротств в 2023 г.? Скажем так, мы можем предполагать, что их количество будет выше, чем после отмены «ковидного» моратория. Сыграет свою роль и тотальность нынешнего моратория, и значительно выросшие обязательства перед Федеральной налоговой службой, и злоупотребления со стороны участников рынка. Увы, не все из них использовали передышку для перестройки бизнеса. Кто-то накопил долги еще больше, чем имел до начала моратория.
При этом с учетом внешнеполитической ситуации стоит готовиться к тому, что завершившийся мораторий не будет последним. Правительство будет периодически вводить эту меру, как зарекомендовавшую себя, хотя ограничения могут быть уже не такими тотальными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.