Газовому транспорту проложат колею

Коммерческий транспорт последует примеру муниципального и начнет переходить на газ
Пока главными интересантами развития рынка газомоторного топлива являются государство и Газпром, но массовый приход частного сектора – вопрос времени

Власти Петербурга и Ленобласти задумались о снижении нагрузки на окружающую среду и занялись развитием рынка газомоторного топлива (ГМТ). В марте было подписано соглашение между «Газпромом», правительством Петербурга, Минпромторгом РФ и «Камазом» для поэтапного перевода сухопутного и водного транспорта на природный газ. В ближайшие три года на линию должны выйти 2 423 новых автобуса на сжиженном природном газе (СПГ) и 371 – на компримированном природном газе (КПГ) в дополнение к действующим 230 автобусам, работающим на КПГ. Таким образом, доля ГМТ в общественном транспорте города составит 70%, что позволит говорить о лидерстве Санкт-Петербурга в области развития газомоторных рынков. Также в городе запланировано строительство дополнительных газозаправочных станций, что увеличит их количество до 25 единиц.

На прошедшем ПМГФ-2021 между «Газпромом» и Ленинградской областью была подписана дорожная карта, согласно которой к 2024 году в области будет функционировать 23 газовые заправки, а также будут создаваться новые центры по переоборудованию техники.

Преимущества метана очевидны как с позиции экологических, так и экономических факторов. В отличие от бензина или дизельного топлива цены на природный газ в России регулируются государством и достаточно устойчивы – в большинстве регионов, в том числе в Петербурге и Ленинградской области, стоимость одного кубометра метана не превышает 20 руб. Перевод техники на природный газ приводит не только к снижению выбросов углекислого газа на 25%, но и оксидов азота и мелкодисперсных частиц, наиболее агрессивно влияющих на здоровье человека. Учитывая то, что в Петербурге более 80% выбросов загрязнений и парниковых газов связаны с транспортными средствами, переход на газомоторное топливо позволяет существенно снизить этот показатель.

В последние годы мы наблюдаем рост газомоторного рынка в ряде субъектов РФ – Татарстане, Сахалинской области. Согласно данным рейтинга регионов России по уровню развития рынка газомоторного топлива, выпущенного недавно «Газпром газомоторное топливо», в Петербурге в настоящий момент на 11 газозаправочный станций приходится 5500 автомобилей, работающих на газомоторном топливе. В Ленинградской области на семь станций – 1869 машин. По сравнению с общим количеством транспортных средств это весьма невысокий показатель. Кроме того, пока массового перехода на метан среди коммерческого сектора  – такси, малотоннажных перевозок – мы не видим из-за классических проблем развивающихся рынков.

Первое – это недостаточно развитая заправочная инфраструктура, из-за которой относительно дешевый метан существенно проигрывает нефтяным видам топлива. Инфраструктура традиционных видов топлива развита довольно сильно. А экономические преимущества природного газа проявляются, когда автомобиль проходит не менее 50 км в день. Но по причине малого количества газовых заправочных станций достигнуть этого показателя намного сложнее: экономический эффект пропадает из-за очередей на этих станциях, времени, затраченного на поездку до заправки.

Второе – это ограниченный модельный ряд транспорта на метане и  неудобства, вызванные сокращением «полезной площади» в багажнике. Наконец, если мы говорим о частном сегменте, то сдерживающий фактор развития рынка – это и незнание потребителей основных экономических и экологических качеств метана как топлива, проще всего объяснить это так называемым  эффектом колеи.

Пока главными интересантами развития рынка газомоторного топлива являются государство и «Газпром», но массовый приход частного сектора, как показывает опыт других стран, – вопрос времени. Развитию газомоторных рынков в ряде стран и регионов всегда способствовали или мощная государственная поддержка, или рыночные факторы. В последнее время в России и Северо-Западном регионе заработали мощные механизмы поддержки в части компенсации расходов на приобретение или переоборудование техники, развитии заправочной инфраструктуры.

Именно эти факторы и будут ключевыми для развития рынка газомоторного топлива. Муниципальный транспорт выступит в роли якорного потребителя, создаст устойчивые бизнес-модели в области развития инфраструктуры газомоторного рынка, а коммерческий сегмент последует по новой экологичной и экономически выгодной колее. В итоге, если все факторы сработают, можно ожидать перевод не только муниципального транспорта на метан (70%), но и прогнозировать значительный прирост коммерческого грузового транспорта в сегменте потребителей природного газа в качестве газомоторного топлива.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.