Рынок к газу готов. Мешают регуляторы

Рынок газомоторного топлива не развивается из-за административных барьеров. Но Петербург мог бы помочь их преодолеть
С точки зрения и бизнеса, и государственного сегмента, именно Петербург и Ленинградская область имеют огромный потенциал для развития рынка ГМТ

На сегодняшний день СЗФО, и в частности Петербург и Ленинградская область, демонстрируют достаточно низкие показатели развития рынка газомоторного топлива (ГМТ). По данным «ОМТ-консалт», по итогам 2021 г. СЗФО занял седьмое, предпоследнее место среди округов как по объемам рынка ГМТ (учитывается потребление компримированного и сжиженного природного газа), так и по количеству газовых заправочных станций. По итогам 2020 г. Петербург, согласно рейтингу компании «Газпром газомоторное топливо», не вошел в пятерку развитых регионов по уровню потребления ГМТ и количеству газозаправочных станций.

При этом с точки зрения и бизнеса, и государственного сегмента, именно Петербург и Ленинградская область имеют огромный потенциал для развития рынка ГМТ. Именно в этих регионах сосредоточено большое количество производств и именно здесь потенциальные потребители газа в качестве топлива представлены наиболее полно – от частных легковых автомобилей, до большегрузов и спецтехники. По территории Ленинградской области проходят федеральные и международные трассы, здесь расположены магистральные газопроводы – все это является преимуществом для развития заправочной инфраструктуры. С точки зрения модельного ряда техники, работающей на природном газе, уже существует большой выбор и отечественных, и зарубежных моделей. Но пока интенсивного развития рынка не наблюдается. Не получается синхронизировать развитие заправочной инфраструктуры и спрос компаний на ГМТ.

Конечно, существуют различные федеральные и региональные программы, субсидии, но пока частные компании сталкиваются с колоссальными бюрократическими проблемами, массового перехода на ГМТ мы не увидим. Например, сегодня для того, чтобы переоборудовать технику, нужно найти сертифицированного поставщика оборудования, сертифицированный центр установки, получить заключение испытательной лаборатории, заполнить огромное количество документов и не факт, что эти документы у вас примут, поскольку существует большое количество противоречий между ГОСТами и техническими регламентами. Все это приводит к целому ряду бюрократических и технических проблем. Поэтому часто компании, не желая тратить время на эти процедуры, продолжают использовать бензин или дизельное топливо. Соответственно, если нет рынка сбыта, то инвестор просто не захочет строить заправку, которая в среднем стоит 120-170 млн руб. и будет окупаться больше 15 лет.

Решением проблемы могли бы стать трехсторонние специальные инвестиционные контракты, когда под гарантии правительства Петербурга инвестор строит заправку, а несколько ключевых потребителей обязуются перевести машины на метан или закупить технику, работающую на газе, а затем купить определенный объем топлива. В свою очередь, правительство выступило бы гарантом исполнения обязательств с одной и с другой стороны в случае каких-нибудь затруднений.

Еще один вопрос связан с отсутствием достоверных данных, на основе которых можно проводить исследования, чтобы потом принимать стратегические решения.  По причине тех же бюрократических нестыковок ни одно аналитическое агентство, и даже Минэнерго, точно не знают, сколько в стране фактически работающих (введенных в эксплуатацию и не находящихся на ремонте) метановых заправочных станций и единиц техники, работающей на метане. Например, в техпаспорте транспортного средства до сих пор указывается формулировка «газобаллонное оборудование», но не уточняется, на чем именно работает автомобиль – на метане или пропан-бутане. Создание единой федеральной цифровой платформы контроля и учета всех параметров рынка техники, инфраструктуры, основанной на единых стандартах и протоколах, помогло бы выявлять точные данные, на основе которых можно было бы намного эффективнее анализировать рынок и распределять субсидии, тем более, что эта цифровая платформа была бы под контролем государства.

На мой взгляд, Петербург как крупный политический и экономический центр может обозначить эти проблемы на федеральном уровне. Сейчас ни Росаккредитация, ни Росстандарт, ни другие ведомства не хотят слушать рынок, поэтому нужна политическая воля, чтобы еще раз поставить данные вопросы перед федеральными экспертными сообществами и профильными министерствами.