Что даст Смольному реформа жилищных агентств

Преобразование жилищных агентств из ГКУ в ГБУ позволит властям не отвечать за их долги
У властей появится возможность снизить объемы финансирования коммунальной сферы из бюджета за счет оказания платных услуг. Как это повлияет на качество работ или на стоимость услуг — остается только предполагать

Власти Петербурга планируют реорганизовать систему районных жилищных агентств, которые занимаются управлением госжилфондом, инженерной инфраструктуры и внешним благоустройством города. В частности, власти хотят сменить статус государственных казенных учреждений (ГКУ), в котором сейчас находятся агентства, на ГБУ  — бюджетные учреждения.

И ГБУ, и ГКУ являются организациями, учрежденными государством или муниципалами для осуществления какой-то общественно важной функции. ГКУ осуществляет оказание государственных или муниципальных услуг, выполнение работ или исполнение государственных  функций для реализации полномочий органов госвласти или органов местного самоуправления. Финансируется ГКУ  из бюджета на основании бюджетной сметы. Таким образом, с юридической точки зрения ГКУ ориентировано исключительно на государственный  или муниципальный интерес.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с государственным или муниципальным заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. ГБУ финансируется за счет субсидий из соответствующего бюджета. Также сверх установленного государственного задания бюджетное учреждение имеет право выполнять платные работы или оказывать платные услуги. Они должны относиться к его основным видам деятельности, которая обозначена в его учредительных документах.

Различие может показаться несущественным, но это не так. В форме ГКУ  создаются такие учреждения, как воинские части и исправительные колонии, то есть учреждения, которые осуществляют государственные полномочия. В форме ГБУ — университеты, музеи, театры, больницы. То есть организации, которые не связаны с осуществлением властных полномочий.

Есть еще одно принципиальное различие. Если предприятие имеет форму ГКУ, администрация региона полностью отвечает за все его долги. А  а в ситуации с ГБУ администрация несет субсидиарную ответственность только в случае причинения вреда здоровью и угрозе жизни гражданину. То есть в судебных спорах взыскать долги или вернуть деньги за невыполненные работы с ГКУ намного проще, чем с ГБУ. В то же время бюджетное учреждение нельзя признать банкротом в силу прямого указания закона.

Если власти поменяют статут всех жилищных агентств, то глобально, с точки зрения аудита и контроля за деятельностью, ничего не изменится. Но это позволит городу избежать прямого взыскания задолженности по долгам ГБУ перед поставщиками: за все долги учреждение должно будет отвечать само. Можно с уверенностью сказать, что после внедрения предложенных изменений подрядчикам и поставщикам ГБУ будет сложнее получить свои средства, так как город не будет отвечать по этим долгам.

У властей также появится возможность снизить объемы финансирования коммунальной сферы из бюджета за счет оказания платных услуг. Как это повлияет на качество работ или на стоимость услуг — остается только предполагать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.