«Праздники будут всегда»
Ведущий и режиссер театрализованных представлений Михаил Прокопов рассказал о трансформации ивент–индустрии, нюансах организации мероприятий за рубежом и форматах досуга состоятельной аудитории
Сегодня ивент–индустрия – это продуманная драматургия, точная работа с вниманием гостя, плюс умение балансировать между цифровыми инструментами и человеческой энергией. В интервью изданию «Ведомости Северо–Запад» ведущий Михаил Прокопов (сотрудничал с ВКонтакте, Автоконцерт, ПАО «Газпром», СПИБА , Outlet Village Пулково и др.) рассказал, как за последние пять лет изменился рынок, чем премиум отличается от среднего сегмента, почему конкуренция в профессии – миф, и какую роль играет ведущий на, пожалуй, самой приятной части нашей жизни – на досуге.
– Как за последние пять лет изменилась индустрия мероприятий в Петербурге? В контексте форматов, содержания программы и в целом подходов к проведению ивентов?
– По факту все изменил ковид. До него онлайн–форматов, считай, не было – все их боялись. Во время пандемии праздничная история остановилась, и с этим пришлось мириться. Но, знаешь, что бы в мире не происходило, людям всегда будут нужны праздники: корпоративные, спортивные, тимбилдинги и так далее. Поэтому еще тогда мы пошли в онлайн, и даже сегодня он себя прекрасно чувствует.
– Расскажи про онлайн–форматы, как это вообще выглядит?
– Когда работаешь с крупными компаниями, в большинстве случаев у них есть подразделения в разных городах, и их нужно как–то объединять. Собрать несколько сотен человек с разных уголков России в одном месте – задача неподъемная, поэтому снимается студия, приглашается режиссер, ведущий, другие организаторы. Дальше команда выстраивает определенную историю, готовит выступления спикеров, придумывает конкурсы, розыгрыши. Бывают, конечно, и обучающие семинары. Онлайн–формат хорош тем, что не нужно выделять отдельный бюджет на логистику.
– А что с искусственным интеллектом? Как он повлиял на запросы аудитории? Чувствуется, что в премиум–сегменте они отличаются от среднего и низкого?
– На самом деле от нейронок устали все и довольно быстро. Это уже было хорошо видно в начале 2025–года – люди вдруг захотели живого. Но интересно, что если мы берем низкий и средний сегменты, то там встречается запрос и на живых ведущих, и на всякие фишки с ИИ. А вот в премиуме царит органика: там хотят видеть живых ведущих, живые инструменты. Никакой синтетики.
– ИИ, конечно, еще пока что новая игрушка для массовых мероприятий. А вот раньше большое будущее сулили квестам. Такое ощущение, что на них и персонально уже не особо кто ходит. А в вашей индустрии с ними как, не прижились?
– Не то, что не прижились. Скорее, квестовая история сейчас живет по большей мере в тимбилдингах. Они обычно проходят летом и в большинстве своем бывают семейными. Что это значит: на такие мероприятия специально едут с семьями, чтобы дети смогли увидеть, как живут их родители во время такой, полурабочей атмосферы. Едут за город автобусами, организуют кейтеринг, строят сцены, продумывают активности. Было дело, я работал в одной ивент–компании, где мы устраивали мероприятия подобного рода. У нас родители отдыхали, а дети зарабатывали игровую валюту, а потом обменивали ее на призы. Примеряли на себя образ взрослого.
– А часто ли бывает, что выезжать приходится не на автобусах в Комарово, а сразу в Бангкок?
– Часто. Мои коллеги сейчас летают в Сингапур и Тайланд с большими компаниями. Там они заезжают в отели, где полностью обеспечивают развлекательную программу, зовут артистов из России и других стран. У меня пару лет назад был интересный проект: возили одну крупную строительную компанию из Петербурга в Красную Поляну. Три дня гуляли с иммерсивом, театрализацией и прочим. В принципе, премиум–сегмент вообще очень хорошо заказывает выездные мероприятия.
– Какие сложности в подобных историях с коммуникацией, логистикой, с адаптацией программ? Чем будет отличаться ивент в отеле «Фо Сизонс» и дубайском «Атлантисе»?
– Проблема менталитета. У нас в России как принято: ты за пару дней бронируешь трансфер, человек приезжает на хорошем автомобиле, всех забирает и отвозит куда надо. Там так не работает. Они пока потянутся, пока встанут, пока номер на телефоне наберут. У нас в деле организации мероприятий все работает четко и быстро.
– «Все должно быть сделано еще вчера» – наша фраза.
– Вот вот. В других странах с этим проблема. Мы привыкли к другому, и для нас это нормально, потому что мы готовы зарабатывать. А за границей такое ощущение, что деньги никого не интересуют: есть стабильная работа с прогнозируемым доходом и все в порядке. Плюс люди там другие, а с каждым специалистом нужно налаживать определенные деловые связи. Поэтому в большинстве случаев дело иметь приходится все же с ребятами из России.
– Ну и со стороны клиента, наверное, запрос все–таки больше на наших людей?
– Разумеется. Нет такого: хочу, чтобы ведущий был араб. Конечно, есть ребята, которые говорят, что прикольно, если это будет вьетнамец. И да, понятно, что 10–15 % организационной команды во Вьетнаме будут вьетнамцами, но в большинстве случаев это русские люди. Мы друг другу понятны.
– Кстати, нигде человек так не познается, как на отдыхе. Что скажешь о наших людях?
– Самое интересное, что я заметил в премиум–сегменте – в большинстве своем люди здесь максимально простые. Всегда спокойно знакомишься, ведешь программу, а в перерывах они сами подходят и травят шутки. И ты понимаешь: ну, обычные люди.
Премиум-сегмент не требует особых конкурсов, там любят квизы: отвечать на вопросы, поговорить. С юморком, конечно же. Здесь хорошо работает формат свободного микрофона. Люди не стесняются и не красуются. И мне нравится эта история.
Был случай, подходит состоятельный мужчина и говорит: «Ну что, карандаш в бутылку сегодня бросать будем?». Отвечаю: «Специально для вас организуем». И слышу: «Боже упаси, хотя на перерыве я все же вам об этом напомню». Да, он иронизирует, но этом и раскрывается аудитория.
– Давай переместимся, скажем, из зрительского зала к вам на сцену. Сильная конкуренция сейчас на вашем рынке?
– У нас нет конкуренции. Объясняю почему: у большинства ведущих есть свои определенные сегменты, по которым они работают. Даже в премиуме очень много ниш. Зависти среди нас нет никакой, я всегда могу позвонить ребятам, с которыми общаюсь, задать вопрос, решить проблему.
– Значит, рынок достаточно динамичный и свободный сейчас?
– Именно так. Здесь нет каких–либо ограничений, клиент всегда выбирает то, что хочет. Он даже может не смотреть на опыт ведущего – зачастую главную роль играет просто внешность, какие–то харизматические штуки. Был забавный случай: я как–то участвовал в кастинге, прошел его, а потом мне говорят, что моя фамилия не подходит, нужно покороче. И взяли парнишку с четырьмя буквами в фамилии. Вот так. То есть, угадать, что именно захочет заказчик почти невозможно.
– И новичку зайти в ваш бизнес сегодня – не проблема? Какими качествами, знаниями нужно обладать?
– Нужно быть прорывным – это факт. И, несмотря на то, что сейчас непростая экономическая ситуация, праздники будут всегда. Если ты работаешь в среднем сегменте, у тебя всегда будут мероприятия. Да и в премиуме, собственно, тоже. К тому же, часто ведущих заказывают из других городов – мы ездим из Петербурга в Москву, а в столице иногда хотят видеть именно питерских. Это максимально динамичный рынок. Например, у меня есть коллеги, которых уже забронировали из Алтая. В том году меня приглашали на Байкал. То есть, если ты в Петербурге находишься, это не значит, что будешь востребован только тут.
– А как изменилась роль ведущего? В прежние годы твоих коллег воспринимали как людей, отвечающих за то, «чтоб музыка играла». Сегодня же почти обязательно нужно быть психологом, медиатором, актером в одном лице?
– Ведущий в большинстве случаев это человек, который пришел на мероприятие и, как бы банально не звучало, «ведет». Он реально ведет, общается с публикой и главное – не заставляет кого–то двигаться. Моя политика такая же. Когда я работал с топами, когда был организатором, режиссером, видел: ведущий приходит, говорит: «всем привет, меня зовут так–то», и он максимально свободен, если нужно, дает свободный микрофон – пусть люди развлекаются.
Здесь важная задача в режиссуре, той тонкой нити, по которой от начала и до конца идет мероприятие. Наша задача дать людям отдохнуть, они ведь за этим пришли. А ведущий здесь как человек, который их всех объединяет. Топовый профи и комик Адис Маммо писал: ведущий объединяет и бандитов, и экономистов, и финансистов, и дальнобойщиков.